Изначально чешская студия Illusion Softworks, известная благодаря командному тактическому боевику Hidden & Dangerous, планировала выкатить свой ответ на гоночную аркаду Driver.

Игра Mafia: The City of Lost Heaven на момент релиза в конце августа 2002 года не была уникальной. Боевик в открытом мире с возможностью угонять машины, бродить по улицам и участвовать в перестрелках предлагала, в том числе, Grand Theft Auto III, появившаяся на консоли PS2 в октябре 2001. Однако при всей схожести «Мафия» воспринималась (и воспринимается сейчас) как самобытное и оригинальное приключение с массой неподражаемых идей.

Изначально чешская студия Illusion Softworks, известная благодаря командному тактическому боевику Hidden & Dangerous, планировала выкатить свой ответ на гоночную аркаду Driver. На первых этапах игра называлась Gangster и включала в себя исключительно гонки с разными условиями. Собирались создатели добавить и мультиплеер. К счастью для многих любителей криминальных боевиков, «Гангстер» претерпел кардинальные изменения, избавился от сетевой части и обзавёлся новым графическим движком. Результат превзошёл самые смелые ожидания.

На дворе 1930 год, вымышленный американский город Lost Heaven, как и США того периода, переживает Великую депрессию. Водитель такси Томас «Томми» Анджело работает день и ночь, пытаясь свести концы с концами. Обычным вечером он припарковал машину и собирался уже идти домой, но тут из-за угла выскочила парочка гангстеров. Их преследовали бандиты из другой группировки, и шансы спастись для беглецов таяли на глазах. Они не растерялись, наставили на таксиста пистолеты и заставили его сесть за руль. Мастерство Томми помогло гангстерам скрыться от погони. Так он сделал первый шаг на пути к превращению во влиятельного члена мафиозного клана Сальери.

История Mafia: The City of Lost Heaven сразу ошарашивала продолжительными сюжетными сценами. Все актеры, как минимум, в английской версии, выкладывались на полную. Оттого в игре не встретишь ни единого героя, чьё присутствие вызывало бы раздражение. Немало персонажей озвучивали актёры сериала «Клан Сопрано», стартовавшего в 1999 году, что придавало происходящему особый колорит. Но эти составляющие не стоят ничего без достойного сценария, а он здесь великолепен.

Это трагедия обычного человека, который погнался за лёгкими деньгами, испачкал свои руки по локоть в крови, но так и не смог переступить через себя и поставить под удар семью. Размеренный темп повествования с грамотной расстановкой акцентов позволяет проследить основные этапы становления Томми в качестве крутого гангстера и понять, почему он выбрал этот скользкий путь.

В игре великолепно раскрыто то, как меняются взгляды персонажей в зависимости от их семейного положения. Да и само понятие «семья» каждый видит по-своему. Для кого-то – это товарищи по банде и Дон, а для кого-то – жена и дети. Если человеку есть, что терять, то он готов пойти на отчаянные меры, и это в Mafia: The City of Lost Heaven удаётся почувствовать сполна.

В игре прекрасно показаны нравы криминального сообщества с ничтожной ценностью человеческой жизни, кровавыми разборками и предательствами со стороны уважаемых людей. Из этой реальности можно убежать только в могилу.

Авторы сделали ставку на драматичный сюжет. Этот шаг объясняет то, что в игре все миссии выстроены в чёткую последовательность. В ходе кампании герою представляют один аспект механики за другим, а задания выглядят логично с точки зрения развития истории. Никто не выдаст новичку автомат «Томпсона», приходится ограничиваться битой или пистолетом.

Постепенно жизнь мафиози усложняется. Томми открывает в себе всё новые и новые таланты, будь то проникновение на охраняемые объекты с переодеванием или навыки гонщика. О да, гонка попортила немало нервов поклонникам Mafia, ведь герой обязан финишировать первым! Лишь в обновлении создатели добавили настройку сложности в этом уровне.

В игре не встретишь череду одинаковых миссий. За увлекательной поездкой следует прогулка по неблагополучным улицам с поножовщиной, сражение с противниками на открытой локации или обмен любезностями в закрытом помещении. К слову, возможность заходить и изучать некоторые дома, выгодно выделяла «Мафию» на фоне того же GTA III, где все здания закрыты.

Быстрая смена обстановки не отменяет высокое качество проработки. В ходе перестрелок надо экономить патроны. Здоровье у Томми восстанавливается лишь аптечками, коих совсем мало. Бездумная пальба по противникам чревата опустошением боезапаса и перспективой оказаться безоружным против шайки головорезов. Поэтому все действия стоит обдумывать и работать аккуратно, а не бежать вперёд. Да и отсутствие быстрых сохранений в ходе затяжных противостояний не способствует безрассудным поступкам.

Физическая модель машин реализована с учётом временного периода. Автомобили неповоротливы, разгоняются неохотно, под горку едут с трудом. Попытка совершить резкий манёвр на большой по местным меркам скорости (50-60 км/ч) может закончиться потерей управления и ударом о фонарный столб. Последние не ломаются, как бы сильно их ни таранили. При этом все модели средств передвижения ощущаются по-разному. Более того, шины разрешено простреливать. Разбитые стёкла машин падают на землю и там же остаются, как и гильзы от пуль. Не все игры «нового поколения» в состоянии похвастаться сопоставимым вниманием к деталям.

Дело в том, что Mafia: The City of Lost Heaven создавалась эксклюзивно для РС. Игра баловала и проработанными мелочами, и захватывающими декорациями. Мегаполис встречал непохожими друг на друга районами и выдающимся оформлением всех уголков. Важные локации изумляли красивейшими интерьерами дорогих отелей и мрачными декорациями загородной фермы. По улицам бродили жители, а по дорогам катались статисты. В начале 2000-х этого с лихвой хватало, чтобы в полной мере проникнуться атмосферой далёкого прошлого. Антураж подчеркивало и превосходное музыкальное сопровождение с характерными для той эпохи мелодиями.

Открытый мир за пределами поездок на миссии никак не использовался. Разве что, в городе не следует превышать скорость или ездить на красный свет на виду у полицейских, иначе они требуют Томми остановиться и заплатить штраф. Но наполнение мира стало важным аспектом значительно позже появления игры в продаже. Mafia: The City of Lost Heaven никто за это сильно не ругал. Всё наслаждались сюжетной кампанией, дизайном, музыкой и графикой.

Увы, «Мафии» не суждено было вырасти до безоговорочного хита. Игра получила высокие оценки прессы и признание пользователей. Но к марту 2008 года продажи составили всего около двух миллионов копий. Это с учётом посредственных портов для PS2 и Xbox 2004 года выпуска. Для сравнения, по состоянию на март 2008 третья серия GTA разошлась по миру тиражом в 14,5 миллионов копий.

Сиквел анонсировали в 2007, а его релиз состоялся только в 2010 для трёх платформ сразу (PS3, Xbox 360 и РС). Mafia II была встречена неоднозначно. У многих фанатов появились претензии как к сюжету, так и к кампании с утомительными поездками туда-обратно. Припомнили авторам нежелание добавлять интересные сторонние занятости. Не нашло поддержки в обществе и нескрываемая тяга компании 2К «распилить» приключение и продавать его части в формате платных дополнений.

Это сопровождалось пертурбациями внутри Illusion Softworks. В 2008 студию купило издательство 2К и переименовало её в 2К Czech. В 2011 из Illusion Softworks ушли ключевые сотрудники. Они основатели Warhorse Studios и сейчас делают ролевую игру Kingdom Come: Deliverance.

2К не торопилась официально подтверждать разработку Mafia III и сделала это незадолго до старта выставки Gamescom 2015. На мероприятии показали дебютный трейлер и игровые моменты. Анонс не вдохновил поклонников серии. Публике явили типовой боевик в открытом мире с машинами и сражениями в декорациях Нового Орлеана 60-х годов. Но Mafia полюбили не столько за антураж и механику, сколько за глубокую и драматичную историю. Этот факт маркетологи, похоже, упустили и предпочли начать знакомство с заурядных погонь, взрывов и пальбы.

Diagnosis

Если в игровой индустрии и есть свой «Крёстный отец», то имя ему Mafia: The City of Lost Heaven. Студия Illusion Softworks нарисовала пугающе правдоподобную картину криминального сообщества и показала её сквозь призму восприятия постороннего человека, кому было суждено стать мафиози. Эта исповедь преступника с неизбежно трагичным финалом остаётся непревзойденным произведением.

Кампания служит не просто подспорьем к истории, а вынуждает учитывать немало факторов в ходе перестрелок, следить за трафиком во время погонь, учиться водить машины и преподносит неприятные для Томми сюрпризы. Ни одну из 20 миссий не назовёшь неудачной, даже пресловутую гонку. Многогранную конструкцию увенчивает отлично воссозданный антураж 30-х годов.

от admin