Как Sony Santa-Monica удалось сделать настолько похожую, но другую, нежели перезапуск 2018 года, игру — загадка. Вроде бы скелет проекта остался тем же, а вот мышцы подкачали. Причём не только те, которые отвечают за силу, но и за мыслительную деятельность. Каждая ниточка истории подвязана с мифологией и вселенной God of War, каждый игровой элемент в нужном месте, а графика и музыка кладут игрока на лопатки в каждой сцене — такими должны быть современные одиночные игры.

God of War Ragnarok многие нарекли «DLC за 70 долларов» и до сих пор распространяют эту мысль в Интернете. Наиграв в «Рагнарёк» 40 часов, пройдя основной сюжет и подавляющее число побочных миссий, с ответственностью заявляю — это не так. Это новый продукт, который стоит каждого потраченного рубля, доллара, фунта, евро или лиры — контента в новом «Боге войны» столько, что Electronic Arts распилила бы проект на несколько частей и продавала бы отдельно каждый кусок по 70 долларов.

Если хочется более критического подхода к произведению, рассказа о недостатках — с обзором God of War: Ragnarok вы можете ознакомиться вот здесь. Здесь же будет альтернативное мнение и углубленный разбор. 

Финал саги

Путь героев будет долгим, насыщенным на события и трогательным. Если первая часть дилогии рассказывала историю становления молодого бога и принятие божественной силы для Атрея, а также осознание собственных ошибок для Кратоса, то Ragnarok показывает уже новый период в жизни героев — взросление Локи и попытки Бога Войны оградить сына от проблем и опасностей, которые он будет совершать из-за буйного нрава и юношегского максимализма.  

На фоне этого происходит война, путешествие по Девяти Мирам, предательства и прощение. Событий настолько много, но они так хорошо запоминаются, что легко отследить как меняются персонажи и их отношение к окружающей реальности. Жаль лишь, что некоторых героев прописали широкими мазками — они были достойны большего.

Например, Тор. Покоривший сердца фанатов ещё до релиза, здоровяк с молотом Мьёлниром уничтожает разрядами харизмы, особенно в оригинальной озвучке — Райан Хёрст справился со своей работой отлично. Судьбе Тора сопереживаешь, герой проработан, но его мало. Такой персонаж заслуживает больше экранного времени.

А вот главный злодей, Один, раскрыт великолепно. Так себе и представляешь бога, который убил собственного отца и создал из его тела Девять Миров, а после стал их единым властелином. Один предавал, изменял, нарушал обещания — всё ради власти и вечной жизни. Каждое действие Всеотца оправдано и куда важнее, чем жизнь всей прото Скандинавии и населяющих её существ. Эгоизм, жажда власти и гнилая душонка этого старика делают из него великолепного злодея.

Отдельно хочу отметить Кратоса и его окончательную метаморфозу. В оригинальной трилогии полубог был антигероем, который рвал богов и метал их клочки по закоулочкам. В перезапуске герой изменился и стал разговаривать, чувствовать, отвечать на вопросы. Каждый побочный квест, так или иначе, Кратос комментирует, вспоминает бытность греком и Богом Войны, что он переживал и как оправился (или не оправился) от нанесённых ему травм. Сын для него больше не «пацан», а родная душа, терять которую он не хочет и готов ради него сделать всё что угодно — хоть в пасть к хельскому псу Гарму залезть. В нужный момент он готов даже выпустить внутреннее чудовище — всё ради сына. Кратос заслуженно получает награду «Отец года».

А вот Атрей будет раздражать первую половину игры. Зачем-то ему решили дать роль типичного подростка, который готов отморозить все части тела — лишь бы назло папе. Но это быстро проходит, когда герой совершает пару серьёзных ошибок, понимает свою неправоту и в роли блудного сына приходит к отцу на поклон. Первая часть дилогии ставила Атрея на ступеньку «сын», тогда как вторая делает его равным Кратосу. Это отражается и в игровом процессе, но об этом чуть позже.

Огромное спасибо хочется сказать сценаристам, аниматорам и постановщикам за их работу с роликами. Вся игра «снята» одним кадром, некоторые диалоги отсылают к Тарантино и его кинофильмам, а мимика героев показана так, что игрок понимает мысли персонажей. God of War Ragnarok хочется называть искусством. Повесточка если и есть, то не бросается в глаза. В расчёт цвет кожи Ангрбоды не берём — это уж совсем расистская придирка.

Бей, бой!

Но игра, даже такая ориентированная на сюжет как God of War Ragnarok — это, в первую очередь, игровой процесс. И как человек, который освоил все тонкости игры 2018 года, умудрялся создавать там сборки персонажа, рассчитанные на отдельные умения и способности — я в полном восторге. Боевая система в основе осталась той же, но Santa-Monica улучшили каждый аспект, расширив, изменив или улучшив способности героев. На предпоследней сложности приходилось пользоваться всеми механиками и придумывать тактику для победы — советую проходить игру именно на ней.

Часть рунных заклинаний, которые использовал Кратос в оригинальной игре, стали полноценными комбинациями его оружия. Самих рун стало меньше, но они стали разрушительнее — особенно если делать упор на силу рунных заклинаний. А в сочетании с новыми и старыми комбинациями, руны позволяют закончить битву за считанные минуты даже с большим количеством врагов.

Копье, новое оружие Кратоса, даёт возможность отложенного взрыва созданных копий, а также «ворует» стихию врагов — игрок использует её против недругов. Этот вид холодного оружия позволяет не только держаться на расстоянии от противника, но и оглушать его быстрее.

Стихии переработали. Огонь и холод, в сочетании друг с другом, вызывают элементальные взрывы, а не просто поджигают или замедляют. Яд теперь понижает уровень опасности врагов, а если Кратос сам получает негативный эффект от яда — уровень врагов становится больше. Новый вид стихии, Биврёст, отнимает у противников куски полоски здоровья за один удар и это помогает разбираться с толпами куда эффективнее.

А вот напарников не изменили. Добавили новые стихии для вспомогательных атак, позволили улучшать их пассивные способности и выбирать им оружие — это меняет возможности в бою. Прокачка союзников стала разнообразнее, но ненамного — появилось больше взаимодействий во время битв на кнопку «квадрата».

Атрея, в отличие от остальных соратников, сделали полноценным играбельным персонажем и в некоторых сюжетных моментах игрок берёт его под контроль. Он отличается от Кратоса — это ловкий боец с луком, который скачет по арене в стиле Макса Пейна и поливает врагов стрелами. Это заставляет иначе вести себя в схватках, да и игровой процесс делает разнообразнее.  

«Билды» стали куда глубже, ведь броня теперь отличается не только по внешнему виду и характеристикам, но и даёт дополнительные пассивные перки. Перчатки и пояс дают усиленный урон от ударов щитом, вызов смещения времени, создают камни лечения и ярости во время атаки. А вот нагрудная броня даёт бонусы повесомее — лечение при добивании, усиление всех видов оружия, увеличение урона от отдельных комбинаций. Собранные из одного набора части доспеха усиливают друг друга, но никто не запрещает сочетать разные куски снаряжения. Прошу заметить: описанные мной способности — малая часть доступных игроку возможностей для создания удобного и эффективного персонажа.

Скандинавские твари и места их обитания

Каждый сюжетный босс — это мастерство постановки и подхода к проработке механик. Огромные чудовища, боги, необычные существа — Santa-Monica вынесли урок, учли пожелания и сделали каждую сюжетную битву разнообразнее. Разработчиков нельзя обвинить в очередном «копировании троллей», разве что некоторые уже встреченные мини-боссы вновь появятся в побочных миссиях, но будут куда сильнее «сюжетных» версий.

С рядовыми противниками похожая история. Santa-Monica добавили новые виды врагов, но и старых обитателей Скандинавии не забыли. Обновленные добивания для старичков и новичков тоже добавили, в зависимости от выбранного вида оружия Всё это выглядит красочно, кроваво — этого и ждёшь от игры с названием God of War.

Некоторые мини-боссы, если судить по тому, что я увидел, слабо отличаются от игры 2018 года. Двенадцать берсерков имеют мувсет валькирий. Королева драугров владеет чуть другим набором способностей, нежели рядовые драугры с двумя топорами. Разве что драконов изменили и нужно с нуля учить их возможности. Сражения с каждым мини-боссом всё ещё напряженные и интересные — спасибо боевой системе.

Девять миров побочных заданий

Во время рекламной компании Santa-Monica заявляли, что игроки посетят все Девять Миров в компании Кратоса и Атрея, смогут их исследовать. И они не соврали, но слукавили: некоторые локации совсем уж камерные и линейные — Муспельхейм, Хельхейм и Нифльхейм служат закрытыми уровнями. После прохождения основной кампании они станут доступны как локации для сбора ресурсов, которые игрок пропустил во время сюжетных путешествий.. 

Но в открытых и больших локациях — Мидгард, Ванахейм, Сварвтальхейм, Альфхейм — заняться есть чем. Головоломки, коллекционные предметы, битвы, побочные задания — наполнение открытого мира способно увлечь на 50-60 часов прохождения. Даже после финала появляются новые активности и открываются ранее недоступные для свободного посещения локации.

А вот на побочных заданиях хотелось бы остановиться подробнее. Некоторые из них простые — предлагают убивать врагов, собирать предметы и узнавать больше деталей скандинавской мифологии. Но в каждой большой локации есть как минимум один или два дополнительных квеста, которые изменяют открытый мир — появляются новые уровни для исследования, меняется погода и открывается доступ в закрытые ранее места, встречаются новые мини-боссы. Ради таких моментов исследуешь мир Ragnarok досконально.

По Девяти Мирам разбросаны сундуки с ресурсами для улучшения доспехов, сундуки норн с ресурсами для увеличения полоски здоровья и ярости для Кратоса, коллекционные предметы. И God of War Ragnarok одна из тех игр, которые награждают игрока за сбор всего на карте. Даже 48 ворон Одина теперь таят за собой награду: сбивая пернатых по ходу прохождения, Кратос будет получать уникальное снаряжение в Нифльхейме. Всё это побуждает исследовать карту, ведь не кажется, что тратишь время зря.

Analysis

God of War: Ragnarok — это один из лучших проектов в 2022 году. Имея в основе перезапуск, разработчики учли все ошибки игры 2018 года и сделали продолжение больше, масштабнее, глубже. Это цельное произведение, ни один элемент которого нельзя выкинуть или урезать — ниточки сюжетных линий тянутся из всех частей God of War.

История Кратоса нашла логичное завершение, Атрей стал полноценным героем, а скандинавская сага Бога Войны завершена. Не хватило лишь чуть-чуть деталей и экранного времени второстепенным героям, а про семью Тора и вовсе хотелось бы увидеть отдельную игру. Антагониста Ragnarok тоже хочется похвалить — настолько коварного гада, который вводит в заблуждение не только героев, но и игрока, ещё нужно поискать.

Игровой процесс стал лучше во всём: некоторые руны из прошлой игры стали полноценными комбинациями; возможностей для создания эффективных сборок героя стало больше; новая система амулета позволяет получать существенные бонусы; разные персонажи вносят разнообразие в игровой процесс; несколько видов напарников позволяет по-разному взаимодействовать с противниками в бою.

Открытый мир исследуешь не только ради ресурсов, но и самого мира. Побочные задания изменяют вид локаций, открывают новые области для исследований и дают контекст действиям героев — множество диалогов с воспоминаниями Кратоса о былом отлично вписываются в сюжет «Рагнарёка».

Альтернативное мнение

от admin